Авторы: С.Н. Шабаев
Название статьи: Исследование кривых превышений номограммного теодолита-тахеометра
Год: 2018, Номер: 2, Страницы: 53-60
Отрасль знаний: Науки о Земле
Индекс УДК: 622.
DOI: 10.26730/1999-4125-2018-2-53-60
Аннотация: При строительстве автомобильных дорог угольных разрезов Кузбасса используют, преимущественно, попутно добываемые вскрышные и (или) углевмещающие раздробленные горные породы, которые под действием воды размягчаются, из-за чего происходит быстрое разрушение полотна. Для того чтобы можно было эффективно их применять для устройства дорожных одежд автомобильных дорог открытых горных разработок, необходимо, чтобы они имели минимальную водопроницаемость, а это можно обеспечить за счет регулирования гранулометрического состава. Чтобы разработать математическую модель, позволяющую прогнозировать объемную массу раздробленных горных пород заданного гранулометрического состава, необходимо иметь методику, позволяющую адекватно и достоверно оценивать возможность упаковки частиц различного размера. Существующие ма-тематические модели плотности упаковки разработаны, преимущественно, для одноразмерных эле-ментов, равномерно распределенных в пространстве. Раздробленные горные породы состоят из частиц различного размера, отличающихся в несколько десятков тысяч раз, следовательно, имеющиеся теории и модели к ним не применимы, так как не учитывают указанные особенности. В статье на основе ана-лиза методов и подходов, применяемых в теории упаковки, предложена гипотеза об упаковочном объеме шарообразных частиц, теоретически и экспериментально доказана ее адекватность, достаточная для практических целей точность и возможность использования применительно к раздробленным горным породам. Установлено, что упаковочный объем частицы раздробленной горной породы прямо пропорционален фактическому объему аналогичного по размеру шара и обратно пропорционален степенной функции от плотности упаковки частиц, составляющей от 0,56 до 0,62.
Ключевые слова: раздробленные горные породы упаковка частицы открытые горные разработки шар дорога
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.