logo

Статья

Авторы: С.Н. Шаламанов В.А., Шабаев

Название статьи: Использование раздробленных горных пород для строительства покрытий технологических дорог

Год: 2019, Номер: 4, Страницы: 23-28

Отрасль знаний: 25.00.20 Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазодинамика и горная теплофизика

Индекс УДК: 622.012.3:625.072

DOI: 10.26730/1999-4125-2019-4-23-28

Аннотация: Открытым способом в Кузбассе в 2019 году будет добыто более 150 млн. т. угля и попутно разрушено более 1млрд. т. углевмещающих горных пород, которые вывезут в отвалы и частично складируют на землях сельскохозяйственного назначения. Для перемещения горной массы используется автомобильный транспорт ( 65% перевозок) , в общих затратах на добычу угля транспортные расходы доходят до 70%. Традиционно применяемые цементобетоны и асфальтобетоны для строительства временных технологических дорог использовать нецелесообразно с экономической точки зрения, а применение раздробленных горных пород позволит снизить затраты на добычу угля и улучшить экологическую ситуацию в регионе. Вопрос использования раздробленных пород, получаемых при добыче угля, для строительства покрытий технологических дорог еще недостаточно изучен. В работе на основе теоретических исследований оптимальной структуры зернистых материалов с учетом теории вероятности упаковки частиц обоснован оптимальный гранулометрический состав раздробленных пород в случае использования их для устройства покрытий технологических автомобильных дорог. Для обеспечения работоспособности дорожных одежд технологических дорог, сооружаемых из раздробленных горных пород в течение заданного срока службы, помимо гранулометрического состава обоснованы и другие физико-механические характеристики, основные из которых – марки по дробимости и морозостойкости. Установлено, что показатели дробимости в водонасыщенном состоянии нелинейно возрастают с увеличением скорости распространения продольных ультразвуковых волн. Доказано, что крупнозернистые песчаники могут использоваться для устройства оснований технологических дорог без ограничений, а для покрытий – при скорости распространения продольных ультразвуковых волн не менее 3600 м/с. Среднезернистые и мелкозернистые песчаники, а также мелкозернистые алевролиты могут применяться для устройства оснований технологических дорог, если скорость распространения продольных ультразвуковых волн в них составляет не менее 3500 м/с. Установлено, что требуемая марка по морозостойкости песчаников и алевролитов линейно возрастает с увеличением срока службы технологических дорог и составляет для условий Кузбасса F15 при сроке службы до 2 лет, F25 – от 2 до 3 лет, F50 – от 3 до 7 лет и F100 – более 7 лет.

Ключевые слова: Раздробленная порода технологическая дорога покрытие основание гранулометрический состав дробимость морозостойкость

Дата получения: 07.10.2019

Дата одобрения: 01.01.1970

Дата опубликования: 19.12.2019

ЦИТИРОВАНИЕ СКАЧАТЬ

Обложка

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.