Авторы: А.И. Бокарев, А.А. Левочкин, С.М. Рахаев, Д.М. Дубинкин, Д.А. Пашков
Название статьи: Анализ способа проектирования компонентов силовой структуры мехатронной трансмиссии грузового автомобиля методом «обратной разработки»
Год: 2025, Номер: 5, Страницы: 29-41
Отрасль знаний: 2.5.6. Технология машиностроения
Индекс УДК: 621.9.048.6
DOI: 10.26730/1999-4125-2025-5-29-41
Аннотация: Системный процесс создания любого автомобиля претерпевает этапы концептирования, разработки и индустриализации. Наиболее важным этапом является концептирование, от хорошей проработки которого будет зависеть совершенство и качество технического облика конечного продукта. Наиболее консервативный и классический процесс проектирования вновь создаваемого автомобиля основан на исследовании аналогов. Основополагающим инженерным вопросом в процессе проектирования является правильный выбор, интерпретация и моделирование нагрузочных режимов для каскадирования нагрузок по всем компонентам силовой структуры шасси автомобиля. От качества и количества исходных данных при моделировании нагруженности будет сильно зависеть технический облик и конструктив компонентов силовой структуры, однако проблема достоверности нагрузок всегда остается острой и актуальной. В условиях, когда исходные данные в виде эксплуатационных нагрузок для вновь создаваемого автомобиля отсутствуют, можно опираться на исследование технического облика и конструктива компонентов автомобилей-аналогов. Подобное исследование может позволить сформировать нагрузочные режимы и адаптировать их уровень по критериям прочности и долговечности, чтобы гарантированно получить силовую структуру компонента не хуже, чем у аналога. В рамках демонстрации преимуществ подхода в данной работе приводится процесс развития оригинальной геометрии несущих рычагов мехатронной трансмиссии грузового автомобиля на базе исследования конструкции-аналога зарубежного производителя. Новизна работы заключается в получении более совершенной конструкции несущих рычагов по удельным показателям прочности и долговечности, что формирует тренд энергетической эффективности. Результатом данной работы является общая демонстрация преимуществ применения метода «обратной разработки» на примере проектирования несущих рычагов мехатронной трансмиссии грузового автомобиля, а также подтверждение адекватности и обоснованности применяемых методов моделирования нагруженности. Целью работы является развитие методов проектирования и наработка опыта в области расчетных исследований за счет использования метода «обратной разработки».
Ключевые слова: грузовой автомобиль проектирование рычаг мехатронная трансмиссия прочность долговечность ведущий мост обратная разработка реверс-инжиниринг
Дата получения: 11.09.2025
Дата одобрения: 22.09.2025
Дата опубликования: 23.10.2025
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.